» Экономика Афганистана и перспективы ее развития после 2014 года
Опубликовано: 24.12.2012 00:03 Печать
Об авторе: Окимбеков Убайд Вафобекович, кандидат экономических наук, научный сотрудник ИВ РАН.
Афганистан относится к категории стран, где отсутствует точная статистика, по которой можно было бы оценить тенденции развития той или иной стороны социально-экономической жизни населения. Все экономические показатели по Афганистану, встречающиеся в научной литературе, отчетах афганских органов власти и международных организаций, отличаются друг от друга, поскольку основываются на оценочных данных, полученных в ходе выборочных исследований. Но, так или иначе, эти цифры в целом показывают, в каком направлении движется экономика страны.
Прежде чем рассмотреть вопрос состояния экономики Афганистана, необходимо сказать о численности населения страны, относительно которой существуют различные сведения.
Так, по данным «World Population Review» по состоянию на 2011 год в Афганистане проживало свыше 29835 тыс., а Всемирного банка – 35.32 млн. человек.
В ежегоднике афганского Центрального статистического офиса содержатся совершенно иные данные. В этом главном афганском статистическом документе говорится, что по состоянию на 2011-2012 годы общая численность афганского населения оценивалась в 26.5 млн. человек, из которых 19.1 млн. (72%) – сельское, 5.9 млн. (22%) – городское и в пределах 1.5 млн. (6%) – кочевое население. За последние десять лет среднегодовой темп рост численности населения, по данным того же источника, составляет 2.03 процентов. Одной из особенностей структуры населения Афганистана является то, что около 46% населения составляют дети до 15 лет, что является одним из самых высоких показателей в мире.
Мы не ставим перед собой задачу определить, какие из этих данных близки к реальности, поскольку все они свидетельствуют в пользу того, что со времени проведенной первой и последней переписи населения в 1979 году численность населения Афганистана заметно увеличилась. Эти цифры косвенно показывают, насколько важны скорейшая стабилизация политической обстановки и ускорение процесса восстановления экономики в этой стране. Выгоду от этого в конечном итоге получит как сам Афганистан, так и сопредельные страны.
Начиная с прихода к власти моджахедов в 1992 году и вплоть до начала XXI века Афганистан, находившийся в состоянии гражданской войны и внутренней междоусобицы, в той или иной степени сохранил ограниченные торговые связи с внешним миром. Экономическое сотрудничество почти полностью прекратилось, если не считать некоторые совместные с американской компанией попытки правительства талибов организовать восстановление системы телекоммуникации. По некоторым оценкам, в последний год правления режима Талибан свыше 53% афганского ВВП пришлось на долю сельского хозяйства, 28.5% — промышленности и 18.5% — сферы услуг, при этом 70% населения было занято в агарном секторе.
Внешняя гуманитарная и экономическая помощь, начавшая поступать в страну после прихода к власти в 2002 году нового правительства, принесла определенные позитивные перемены в социальной и хозяйственной жизни Афганистана. Об этом косвенно свидетельствуют макроэкономические показатели, приведенные в таблицах (см. ниже) и отражающие как номинальный, так и реальный уровень роста стоимости совокупного объема произведенных конечных товаров и услуг.
Таблица 1.
ВВП Афганистана по отраслям экономики в текущих ценах (млн. афгани)
Отрасли |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Сельское хозяйство |
153754 |
184134 |
165835 |
196843 |
207301 |
241743 |
Промышленность |
105496 |
122549 |
137732 |
133942 |
153608 |
193371 |
Сфера услуги |
136844 |
184680 |
220764 |
280148 |
358650 |
436399 |
Всего |
396094 |
491363 |
524331 |
610933 |
719559 |
871513 |
Налоги на импорт |
11579 |
14267 |
17836 |
21782 |
27300 |
32477 |
ВВП по рыночным ценам |
407673 |
505630 |
542167 |
632715 |
746855 |
903990 |
Промышленность в стране, за исключением нескольких предприятий и заводов (цементных заводов, цехов по обработке сельхозпродукции, производстве безалкогольных напитков, добыче каменного угля и т.д.), представлена малыми предприятиями (занимающимися производством мыла, одежды, обуви, пищевых продуктов, ковроделом и т.д.), и тенденция последней декады показывает низкие темпы ее развития.
Как показывают последние три года, в 2009 году доля промышленности в системе национального производства Афганистана составила 21%, в 2010 году – 20% и в 2011 году – 21%, то есть остается на одном и том же уровне. Дешевая продукция китайской мануфактуры, поступающая на афганский рынок, не позволяет афганским предпринимателям на основе местной продукции открыть собственное производство, так как в большинстве случаев себестоимость конечной продукции превышает цены на аналогичные ввезенные товары. Иными словами, неконкурентоспособность афганской промышлености, особенно предприятий малого бизнеса, не позволяет этой отрасли развиваться.
Напротив, сфера услуг в Афганистане показывает высокие темпы роста, поскольку за последние годы в нее вливаются значительные ресурсы, поступающие как за счет внешней экономической помощи, так и инвестиций. Помимо стабильного роста номинальной стоимости объема производства в этой сфере, растет и ее доля в системе общего показателя. Так, в 2009 году свыше 44%, а в 2010 и 2011 годах около 48% от общенационального показателя составила доля сферы услуг. Видное место в составе этой отрасли, судя по опубликованным данным, занимают транспорт и складское хозяйство, а также государственные услуги.
Хотя доля сельского хозяйства, как показывают данные таблицы 1, в системе производства афганского валового продукта относительно предыдущих десятилетий намного снизилась, Афганистан традиционно остается аграрной страной. Дело в том, что за последние годы объемы вложений в эту отрасль были сравнительно меньше, чем в сферы инфраструктуры, в первую очередь, отрасли транспорта и телекоммуникаций. Ситуация в сельском хозяйстве по этой причине, как и до 2001 года, в большей степени все еще зависит от погодных условий, а Афганистан – страна с аридным климатом и нуждается в развитой системе ирригации. Прежде всего, по этой причине за последние годы в системе ВВП страны аграрный сектор начал терять свои позиции. Если в 2006 году сельское хозяйство производило 37% от общего объема ВВП, к 2007 году этот показатель снизился на один пункт, составив 36%, а в дальнейшем продолжил падать (в 2008 и 2009 годах – примерно 30%, в 2010 году – 28%) и к 2011 году достиг уровня 27%.
Более точно картину во всех рассматриваемых отраслях отражает показатель реального уровня ВВП, который в Афганистане рассчитывается в фиксированных ценах 2002/2003 годов.
Таблица 2.
ВВП Афганистана по отраслям экономики в фиксированных ценах 2002/2003 годов (млн. афгани)
Отрасли |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Сельское хозяйство |
104679 |
130462 |
108905 |
123248 |
101042 |
105499 |
Промышленность |
79822 |
85640 |
91655 |
87146 |
92613 |
101692 |
Сфера услуги |
120674 |
137773 |
159840 |
152988 |
180701 |
202655 |
Всего |
305175 |
353875 |
360400 |
363382 |
374356 |
409856 |
Налоги на импорт |
7964 |
9923 |
11709 |
11413 |
12573 |
13801 |
ВВП по рыночным ценам |
313139 |
363798 |
372109 |
374795 |
386929 |
423657 |
Еще одной особенностью аграрной сферы Афганистана является то, что большая часть жителей страны живет в сельской местности и, невзирая на крайне тяжелые хозяйственные условия, занимается, прежде всего, производством сельскохозяйственной продукции, как стабильного источника доходов. Подтверждают это, в частности, статистические данные ЦРУ США, согласно которым по состоянию на 2008 год свыше 78% афганского населения было занято в сельском хозяйстве.
Таким образом, согласно данным указанных таблиц, с 2006 по 2011 годы уровень номинального ВВП Афганистана вырос в 2.2 раза, а реального – на 35%. Исходя из этих данных, можно определить влияние инфляции на величину номинального ВВП по годам. Так, в 2006 году за счет изменения общего уровня цен ВВП вырос в 1.3 раза, в 2009 году – 1.7 и в 2011 году в более, чем 2 раза.
Еще раз подчеркнем, что все указанные положительные изменения по большей части происходят под воздействием внешней помощи и определенной внутренней политической стабильности, обеспеченной также отчасти силами международной коалиции. У Афганистана собственных ресурсов для поддержания позитивных изменений пока не хватает. Поступления за счет внутренних источников составляют незначительную часть доходов афганского государственного бюджета. В целом экономика страны, как и политическая ситуация, находится в плачевном состоянии. Уровень безработицы в стране колеблется между 35%-40%, около 36% граждан живут ниже черты бедности, уровень инфляции в 2011 году составил 13.8%.
По данным Всемирного банка, 97% ВВП страны образуется благодаря помощи доноров и военным расходам сил международной коалиции в Афганистане. Это значит, что после 2014 года – даты вывода сил коалиции из Афганистана — эти расходы заметно сократятся, что неминуемо приведет к негативным последствиям для тысяч афганских семей.
Афганская армия вряд ли будет способна в ближайшие годы на всей территории страны обеспечить безопасность населения и создать нормальные условия для работы сотрудников иностранных компаний, занимающихся реализацией различных проектов. Это может в будущем привести к прекращению деятельности многих иностранных компаний и, следовательно, к потере афганцами рабочих мест.
США и их союзники по «афганскому проекту» обещают до 2024 года выделить огромную финансовую помощь афганским властям для строительства национальной армии и развития экономики. Но при ослаблении позиции центральных властей после 2014 года и еще большем ухудшении проблемы коррупции вряд ли эти ресурсы будут рационально и эффективно использованы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.