» Строящийся Афганистан

Опубликовано: 11.06.2008 13:00 Печать

Автор: ВЕРХОТУРОВ Дмитрий

Об авторе: Дмитрий Николаевич Верхотуров – эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА).

Как только позволили благоприятные экономические условия, Афганистан вступил в полосу интенсивного строительства. Первые признаки этого процесса может наблюдать любой посетитель афганской столицы, в которой уже появились восстановленные и заново отстроенные кварталы, новые торговые и деловые центры, новые дома и особняки. С 2005 года в Кабуле появились крытые пешеходные переходы, построенные одной из иранских компаний над наиболее оживленными улицами.

Признаки начинающегося расцвета пока весьма редко вкраплены в обычный кабульский пейзаж: желто-коричневые стены домов, серо-желтые дороги, клубы пыли на фоне нависающих над городом горных хребтов. Однако, нет никаких сомнений в том, что со временем весь Кабул расцветет и преобразится.

Афганистан в настоящее время является бурно развивающейся страной, несмотря на определенные проблемы с безопасностью и продолжающиеся боевые действия в южных провинциях. По данным афганского правительства, в 2007 году прирост афганской экономики составил 13%.

Бурный рост экономики позволяет членам правительства уверенно смотреть в будущее. По мнению министра финансов Афганистана Анвар-уль Хака Ахади, в случае сохранения темпов роста уже через несколько лет Афганистан будет в состоянии формировать свой национальный бюджет без помощи стран-доноров.

Одним из наиболее важных показателей экономического развития страны являются инвестиции. По данным афганского агентства по поддержке инвестиций, в 2007 году объем частных инвестиций в экономику страны составил около 1 млрд. долларов, а объем государственных инвестиций – свыше 1,5 млрд. долларов.

Основная часть инвестиций в Афганистане направляется в строительство. Это понятно, поскольку в течение 30-ти летней гражданской войны, страна понесла тяжелый урон, и в ходе боевых действий были разрушены десятки тысяч домов, тысячи зданий и сооружений, сотни километров дорог. Строительство новых домов, зданий и объектов неотложно необходимо для дальнейшего развития Афганистана, и потому именно строительная отрасль развивается наиболее бурными темпами.

По словам министра финансов, основная доля государственных инвестиций в 2007 году была направлена на строительство дороги Герат-Маймана и линии электропередач Хайратон — Пули-Хумри, по которой электроэнергия из Таджикистана будет передаваться в Кабул. Транспорт развивается и в других провинциях Афганистана. Завершается строительство железной дороги Хаф (Иран) — Герат (Афганистан), протяженностью 200 км. Эта железная дорога станет первой железной дорогой в истории Афганистана, и откроет для одного из экономических центров страны быстрый и прямой выход в иранские порты Персидского залива. В мае 2008 года ее готовность составляет 70%, и, по всей видимости, уже в конце 2009 — начале 2010 года состоится ее ввод в эксплуатацию.

Вскоре начнется строительство другой железнодорожной ветки. Китайская компания МСС, выигравшая тендер на разработку крупнейшего месторождения меди в Айнаке, взяла на себя обязательство по строительству железной дороги от Хайратона или Ширхан-Бандара до приграничного с Пакистаном города Торхам.

Из миллиарда долларов частных инвестиций, около 200 млн. долларов было вложено в развитие телекоммуникаций, небольшие вложения были сделаны в промышленности, тогда как приблизительно 720-750 млн. долларов было инвестировано в строительство.

Главные строительные проекты будут осуществляться в Кабуле, который более других афганских городов нуждается в строительстве и модернизации городской инфраструктуры из-за перегруженности города населением. На востоке Кабула на площади 250 гектаров вскоре начнется строительство «Нового Кабула» — города-спутника, рассчитанного на 3 млн. человек, который должен будет разгрузить Кабул от чрезмерной перенаселенности и решить часть городских проблем. В феврале 2007 года начались строительные работы по строительству главной автодороги, соединяющей Кабул с городом-спутником, а после ее завершения планируется начать строительство городской инфраструктуры. На это будут израсходованы средства бюджета, около 200 млн. долларов, тогда как застройка города-спутника будет вестись частными компаниями, в том числе и зарубежными. Как предполагается, основными инвесторами в строительство жилья в «Новом Кабуле» будут афганские предприниматели, как работающие за рубежом, так и в самой стране.

Впрочем, судя по заявлению министра по развитию городов Афганистана Мохаммада Юсуфа Паштуна, не исключается строительство жилья в «Новом Кабуле» за счет бюджетных средств. Построенные за государственный счет жилые дома будут выкупаться банками, которые уже будут продавать их в кредит.

Новый город должен стать современным и комфортабельным. В нем запланирован центральный парк, искусственные холмы и озеро. В городе будет работать трамвайное сообщение, а на окраине будет создан международный аэропорт с комплексов офисов иностранных компаний.

Проект будет реализовываться в течение 30 лет, и потребует инвестирования около 50 млрд. долларов. Опыт, полученный в «Новом Кабуле», будет применен при развитии других городов Афганистана.

Масштабные строительные работы затронут и старый Кабул. В Кабуле будет восстановлен комплекс Кабульского политехнического университета. В свое время этот университет был создан при помощи СССР, и теперь Россия заявила о выделении 4 млн. долларов в качестве помощи на модернизацию и оснащение кабульского политеха.

Также будет построена автомобильная дорога между районами Карт-и Сахи и Карт-и Парван с автомобильным туннелем, которая существенно разгрузит магистрали в центральной части города, а также будут достроены и модернизированы другие автодороги в городе.

Даже весьма краткий обзор наиболее крупных строительных проектов в Афганистане показывает, что состояние экономики страны стало намного более лучшим, нежели оно было в 2002-2003 годах. Поднялся уровень доходов, и афганские предприниматели стали инвестировать в развитие своей страны намного большие средства, чем еще 2-3 года назад. Государство активно поддерживает эти инвестиции в строительство, вкладывая в создание транспортной и инженерной инфраструктуры.

К сожалению, далеко не все страны-доноры понимают важность этого процесса, и время от времени в западной прессе раздаются призывы к тому, чтобы не давать донорской помощи на строительство, а расходовать ее на неопределенные цели «обеспечения безопасности».

Между тем, строительство для Афганистана имеет огромное значение. Во-первых, это резкое улучшение качества жизни сначала жителей Кабула, а потом и всего Афганистана, улучшение санитарных условий и удобств. Во-вторых, это площадка для бурного развития бизнеса, торговли и сферы услуг — занятости для жителей столицы и постепенного роста ее благосостояния. В-третьих, что пожалуй важнее, это психологическое воздействие новостроек, появление уверенности в том, что долгая война завершилась, и в завтрашнем дне возможны достаток и процветание. Такой психологический климат в афганском обществе, пусть бы на первых порах даже в рамках столицы, не менее важен, чем непосредственно инвестиции.
Фото: afghansite.com


Быстрая доставка материалов в Telegram

Экономика

Другие материалы

Главные темы

Авторы

МЕХДИ Михяуддин
Рустам МАХМУДОВ
ПОЙЯ Самеулла
Нуриддин СУЛТАНМУРАТОВ
ГЕРАСИМОВА Алевтина
Александр КНЯЗЕВ
Все авторы